Необходимость существования института обязательного аудита и связанных с его организацией процедур диктуется особым статусом ряда экономических субъектов и их ролью в системе общественных отношений. Анализ перечня субъектов, подлежащих обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами, позволяет сделать вывод, что в качестве общего критерия закрепления в императивном порядке аудиторской проверки следует рассматривать категорию общественной значимости. В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной приказом Минфина России от 1.07.04 г. N 180, отмечается, что к общественно значимым должны быть отнесены хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц; другие организации. Под общественной значимостью организации представляется целесообразным понимать степень важности хозяйствующего субъекта в системе экономических отношений, вытекающую из особенностей сферы, финансовых показателей его деятельности или числа занятых наемных работников.
Общественная значимость организации предполагает, что, являясь по своему статусу важным элементом экономической и социальной безопасности, данный хозяйствующий субъект (его деятельность) вызывает повышенное внимание со стороны публичных образований в лице государства, муниципалитетов, поскольку в случае негативных процессов в данной организации государству экстренно придется осуществлять различные дополнительные меры поддержки, что потенциально связано со значительными внеплановыми затратами бюджетных средств. Разумно, что в таких условиях государство вправе претендовать на получение достоверной информации о финансовом положении экономического субъекта и соблюдении им установленной в публичных интересах системы отчетности.
В перечне подлежащих обязательному аудиту экономических субъектов с точки зрения степени императивности правил о порядке проведения аудиторской проверки в первую группу следует объединить организации и индивидуальных предпринимателей, для которых закон не требует выполнения дополнительных условий по проведению отбора аудиторской организации (общие требования), и организации, обязательный аудит которых может осуществляться лишь с соблюдением определенных ограничений (специальные требования). Ко второй группе можно отнести, с одной стороны, юридических лиц, отбор аудитора для которых осуществляется с учетом специфики сферы экономической деятельности (страховые, банковские, инвестиционные, биржевые организации), с другой - лиц, процедура отбора аудитора для которых регулируется специальными положениями. В рамках настоящей статьи внимание уделено именно последней категории организаций, поскольку динамичное изменение законодательства в указанной сфере сопряжено с неопределенностью в вопросах реализации данных правовых норм на практике.
Исходя из п. 2 ст. 7 Федерального закона от 7.08.01 г. N 119-ФЗ (в ред. от 2.02.06 г. N 19-ФЗ) "Об аудиторской деятельности", п. 1 ст. 66 ГК РФ в качестве субъектов, отбор аудиторской организации для заключения договоров об оказании аудиторских услуг которых осуществляется по результатам специальной процедуры, выступают непосредственно только хозяйственные товарищества и общества, в чьих уставных (складочных) капиталах доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%. Учитывая особенности государственного участия в уставных (складочных) капиталах юридических лиц, связанные с процессом приватизации унитарных предприятий, на практике в качестве упомянутых организаций рассматриваются в подавляющем большинстве случаев открытые акционерные общества. Наряду с акционерными обществами в соответствии с подзаконными правовыми актами обязательность соблюдения специальной процедуры отбора аудиторских организаций была предусмотрена и в отношении федеральных государственных унитарных предприятий.
Значимость акционерных обществ с высокой долей участия государства и государственных унитарных предприятий с позиций публичного интереса обусловлена руководящей ролью самого государства в управлении их финансовой деятельностью: по отношению к первым - как собственника имущества предприятия, по отношению ко вторым - как особого участника организации. При подобном подходе требования к проведению и организации аудиторской проверки, в том числе к отбору независимых аудиторов, могут включать дополнительные условия, целью которых является обеспечение баланса частных и публичных интересов.
Федеральным законом от 2.02.06 г. N 19-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлено, что при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров об оказании аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.05 г. N 94-ФЗ (в ред. от 31.12.05 г.) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В отношении ФГУП отбор аудиторских организаций для проведения обязательного аудита осуществляется исключительно в ходе открытого конкурса. Организатором проведения открытого конкурса выступает исполнительный орган предприятия, которым в унитарных предприятиях является руководитель.
Постановлением N 706 установлена возможность проведения открытого конкурса с периодичностью не более одного раза в течение трех лет. Основной целью введения этой нормы, по-видимому, было стремление снизить расходы по организации открытого конкурса у экономических субъектов, подлежащих обязательному аудиту. Между тем реализация данного положения на практике может быть связана с рядом сложностей. В частности, стороны договора о проведении обязательного аудита, заключенного по результатам рассматриваемого конкурса, должны согласовать все существенные условия сделки, в том числе сроки, объем выполняемых проверок, непосредственно влияющие и на формирование стоимости аудиторских услуг. В то же время с учетом особенностей финансовой деятельности предприятия представляется весьма проблематичным определить объем аудита по отношению к финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая будет составлена только через два-три года. ?
Специальные аудиторские задания
Под специальным аудиторским заданием понимается выполнение установленных договором и / или поручением между аудитором и экономическим субъектом (или иным правоспособным юридическим лицом) действий по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско - правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово - хозяйственной деятельностью экономического субъекта.
Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным. Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации, инициативное - во всех остальных случаях.
Заказчиками специального аудиторского задания могут выступать:
а) государственные и правоохранительные органы в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации;
б) органы, выдавшие лицензии;
в) иные правоспособные юридические лица на основании договорных обязательств.
Права, обязанности и ответственность аудиторской организации и заказчика специального аудиторского задания регулируются действующим законодательством, а также заключенным договором.
Планируя выполнение специального задания, аудитор должен иметь представление о том, для каких целей необходимо лицу, поручившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, и определить состав и круг лиц, которые, вероятно, будут знакомиться с ним. Во избежание возможности использования заключения аудитора по специальным аудиторским заданиям для целей, для которых оно не предназначено, аудитор может указать в этом документе цель, для которой он подготовлен, а также установить ограничения на ознакомление с ним иного круга лиц, нежели указанного в заключении по специальным аудиторским заданиям.
Заключение аудитора по всем специальным аудиторским заданиям может иметь следующую структуру:
1. Название документа в целом - "Заключение независимого аудитора по специальному аудиторскому заданию"
2. Адресат
3. Вводная часть заключения по специальному аудиторскому заданию
3.1. Представление аудитора, выполнившего специальное аудиторское задание
3.2. Объект специального аудиторского задания
3.3. Определение ответственности исполнительного органа экономического субъекта за составление бухгалтерских документов, включая соответствующее отражение первичных данных учета, обеспечение адекватности бухгалтерских записей
4. Аналитическая часть заключения по специальному аудиторскому заданию
4.1. Описание работы, выполненной аудитором
4.2. Описание и обоснование методов, примененных аудитором в ходе выполнения специального аудиторского задания
5. Заключительная часть заключения по специальному аудиторскому заданию
6. Дата выдачи заключения
7. Подпись аудитора
В отличие от аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности в целом, которое может принимать форму безусловно положительного, условно положительного и отрицательного, а также аудиторского заключения с отказом от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, заключение по специальным аудиторским заданиям не предполагает четырех вышеперечисленных градаций.
В случае когда специальное аудиторское задание выполняется аудитором по поручению экономического субъекта, в договоре между экономическим субъектом и аудитором должен быть сформулирован вопрос, выражение мнения по которому ожидается от аудитора.
Вопросы для специального аудиторского задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответ на них не мог иметь двоякого толкования.
Заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности
В соответствии со специальным аудиторским заданием аудитору может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности, например о состоянии дебиторской задолженности, наличии и состоянии материально - производственных запасов, основных средств, о правильности начисления заработной платы отдельным физическим лицам и удержания подоходного налога. Кроме того, может потребоваться выражение мнения аудитора относительно какого-либо показателя бухгалтерской отчетности, например оценка реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества (товарищества) в соответствии с договором. Такое специальное аудиторское задание может быть выполнено по отдельному договору или в процессе аудиторской проверки достоверности бухгалтерской отчетности в целом. Однако в последнем случае полученные по результатам специального аудиторского задания данные не могут служить основанием для выводов о достоверности бухгалтерской отчетности в целом. Например, удовлетворительные результаты инвентаризации товарно - материальных ценностей на складе не могут служить основанием для выводов о состоянии всех материальных ценностей экономического субъекта в целом.
Аудитор, выполняя специальное задание по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, должен помнить о том, что каждая статья отчетности, как правило, связана с другими статьями отчетности. Проверяя одну из таких взаимосвязанных статей, аудитор должен использовать аналитические или иные аудиторские процедуры, позволяющие оценить сопоставимость данных бухгалтерского учета по этим статьям. Такими взаимосвязанными статьями бухгалтерской отчетности являются, в частности, показатель объема выручки от реализации и величины дебиторской задолженности, величина товарно - материальных ценностей и сумма кредиторской задолженности, а также другие статьи.
Аудитор, оценивая возможность выполнения специального задания, должен поставить в известность лицо, поручившее выполнение задания, о том, что для выполнения задания необходима дополнительная бухгалтерская информация, и определить, какая именно.
Заключение аудитора по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности должно включать указание на нормативный акт, которым экономический субъект руководствовался при оценке и учете статей отчетности. В заключении также должно быть выражено мнение аудитора о соответствии во всех существенных отношениях методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учета указанному нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет.
При выполнении специального аудиторского задания аудитор должен ознакомиться с аудиторским заключением о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта за тот же период. В случае если аудиторское заключение является отличным от безусловно положительного, аудитору следует указать в заключении по специальному аудиторскому заданию, что рассматриваемая статья бухгалтерской отчетности несущественна.
Заключение по специальному аудиторскому заданию по юридической и экономической экспертизе договоров, регулирующих гражданско - правовые отношения Аудитор может получить от экономического субъекта специальное аудиторское задание по юридической и экономической экспертизе договоров (контрактов), регулирующих гражданско - правовые отношения.
Цели выполнения специального аудиторского задания могут быть различны:
а) составить заключение о правильности схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным экономическим субъектом в связи с появлением у экономического субъекта новых форм договоров;
б) составить заключение о финансовых и правовых последствиях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т.д., подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности;
в) составить заключение о соблюдении юридическим лицом определенных договоров, например кредитных или договоров займа. В соответствии с такими договорами организация должна соблюдать соответствующие обязательства, вытекающие из договора (уплата процентов, запреты на выплату дивидендов и использование доходов от реализации имущества и т.д.).
Аудитор может выразить свое мнение относительно договоров (контрактов), регулирующих гражданско - правовые отношения, только после того, как полностью рассмотрены вопросы бухгалтерского учета и аспекты налогообложения на всех этапах реализации договора (контракта). В случае если в поручении на выполнение специального аудиторского задания содержатся специфические вопросы, не относящиеся к компетенции аудитора и требующие специальных познаний в области науки, техники, искусства и других областей знаний, для ответа на них аудитору следует привлечь эксперта.
Заключение по специальному аудиторскому заданию о консолидированной бухгалтерской отчетности и отчетности, подготовленной к публикации
Экономический субъект в установленных законодательством случаях обязан подготавливать бухгалтерскую отчетность, суммирующую годовые финансовые отчеты, проверенные аудитором, с целью информирования пользователей, интересующихся основными текущими данными деятельности организации и результатами этой деятельности (публикация бухгалтерской отчетности). Заключение о сокращенной бухгалтерской отчетности, подготовленной к публикации, может быть составлено только в том случае, если аудитор уже сформировал свое мнение о бухгалтерской отчетности, на основе которой подготовлен отчет, содержащий укрупненные показатели.
Сокращенная бухгалтерская отчетность значительно менее детализирована, чем годовые отчеты, подтверждаемые аудитором. Следовательно, в такой отчетности должно быть ясно обозначено, что она является сокращенной, и поэтому пользователю отчетности для лучшего понимания финансового положения организации и результатов ее деятельности необходимо использовать сокращенную отчетность вместе с последними финансовыми отчетами, подтвержденными аудитором и содержащими всю требуемую в рамках данной системы учета информацию.
Заключение по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов
При проведении проверки по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов, аудиторские организации должны быть независимы как от проверяемого экономического субъекта, так и от государственных органов, поручивших им проведение проверки.
В текст аналитической части заключения по специальным аудиторским заданиям могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги сверки документации, установленные аудитором, порядок ее движения и другие вопросы. Эти материалы могут быть оформлены в виде приложений к заключению. На них в тексте заключения делаются ссылки, а сами документы рассматриваются как составная часть заключения.
Содержание аналитической части заключения по специальным аудиторским заданиям должно обеспечивать государственным органам, поручившим выполнение задания, возможность однозначно определить обоснованность заключения аудитора, его доказательственную ценность.
Аленичев В.В.
История развития страховой науки в России
Современное понимание страхования сложилось в процессе длительной эволюции развития страховых отношений. В течение многовекового движения отечественной экономической мысли постепенно начали складываться устойчивые нормы взаимодействий, соответствующие им традиции, появляться правила и статусы, договоры и соглашения различных хозяйствующих субъектов.
История экономической мысли в России, как и во всех других странах, долгое время существовала в неразрывной связи с религиозными воззрениями людей и их правовыми понятиями. В основе социального строя начального исторического существования Руси лежали наиболее древние понятия естества, божества, пространства, родства, старшинства, единства, общинничества, хозяйства и т. п. Они составляли основы организации и институтов, способов и органов регулирования общинной жизни, родоплеменной культуры.
С возникновением государства появляется необходимость в особых сборах с граждан для создания материальной базы его существования и функционирования. В этот период страховая мысль объективно не могла еще зародиться, так как финансовые отношения, в рамках которых могли сформироваться страховые идеи, еще не были осознаваемы и не нашли свое отражение в воззрениях той эпохи.
Период Х - ХVI вв. характеризовался накоплением эмпирических знаний, вырабатывались и переходили из поколения в поколение технические и другие навыки, зарождались элементы научных знаний.
Для истории отечественной финансовой (в том числе и страховой) науки особую ценность имеют древние русские письменные памятники-летописи. Одним из важных источников для ее изучения является «Русская Правда» – первый свод древнерусских законов Х - ХI вв. Впервые юридические формы закрепления институциональных норм и отношений на Руси базировались на этом правовом материале, основанное на передаваемых из поколения в поколение обычаях.
Таким образом, история страховой науки начинается с зарождения и развития страховой мысли. Однако понятия о страховой (взаимо) помощи возникли не сразу, а только при появлении определенных хозяйственных видов деятельности, т. е. вместе с формированием экономических и финансовых отношений. В связи с этим формирование страховой мысли, страховых отношений, и на определенном этапе их развития и страховой науки, следует рассматривать как часть истории экономической (финансовой) мысли.
Страховая наука в современном понимании зародилась в России сравнительно недавно, в рамках развития политической экономии, финансов и статистики. Формирование этих наук является результатом наслоений разных исторических эпох, каждая из которых дополняла имеющиеся понятия, формулировала свои теории.
Финансовая система России на протяжении всего периода складывалась под воздействием требований хозяйственной жизни. С развитием товарно-денежных отношений, изменением социально-экономических условий и расширением границ государства финансовые отношения усложняются. Научная мысль в области финансов в ХV - ХVI вв. очень скудна, хотя к середине ХVI в. относятся первые научные работы в области финансов. Идеи экономического характера высказываются в различных правовых сборниках и следуют хозяйственной практике, то есть происходит процесс накопления знаний.
Русская финансовая система ХVI в. формировалась под влиянием требований государственного управления и хозяйственной жизни, но не в результате осуществления определенных идей. В конце этого века начали появляться статьи публицистического характера в области финансов, что явилось первым отечественным опытом в подготовке теоретических трудов области финансовых отношений, в которых, тем не менее еще не поднимались вопросы страхования.
Отечественная экономическая мысль, в рамках которой зародилась страховая наука, развивалась самобытным путем. В то время как в Европе экономисты все более обращались к проблемам капиталистического промышленного развития, разрабатывая тематику рыночной экономики, в России центральным объектом исследования оставались аграрные отношения, проблематика, связанная с существованием крепостного права и его последствиями.
В ХVII в. отрывочные знания о взаимосвязях и закономерностях в экономических процессах начали складываться в первые теоретические разработки. Начинает формироваться хозяйственный строй, который в дальнейшем стал капиталистическим: в котором произошел крупный поворот в области производства, обмена, распределения экономических благ. Главное качественное отличие экономической политики государства в этот период заключается в государственной поддержке нарождающейся промышленности и образования.
Если страховая мысль еще не могла сформироваться в рассматриваемый период, то идеи формирования отношений коллективной (страховой) взаимопомощи (без получения финансовой выгоды) при наступлении опустошительных чрезвычайных негативных событий возникли еще несколько столетий назад и продолжали эволюционно незаметно развиваться.
Анализ литературы, печатных и архивных материалов показывает, что наука о страховании прошла сложный и противоречивый путь своего развития. Истоки ее зарождения просматриваются в ХVIII в. как накопление научных идей и знаний (в первую очередь в области исторических наук, истории народного хозяйства), в начале без понимания экономической целесообразности.
В течение длительного времени финансовые вопросы рассматривались в составе науки о государстве или же изучались всеохватывающей наукой «камералистикой» – наукой, включавшей экономические, географические, юридические и административные знания, необходимые для подготовки квалифицированных государственных чиновников.
Появление в России научных учреждений связано с государственными преобразованиями первой четверти ХVIII в. Потребности государства в освоении природных богатств, в развитии экономически необходимых отраслей прикладного естествознания и техники, в создании собственных кадров специалистов заставили правительство Петра I осуществить систему важных просветительных и научных мероприятий.
Первым и основным научным учреждением в дореволюционной России стала Академия наук, открытая в конце 1725 г. под названием «Академия наук и курьезных художеств», которая практически с самого начала своей деятельности имела свои научные печатные издания. В целом, деятельность Академии наук в ХVIII в. развивалась преимущественно в области математики, естественных наук, изучения природных богатств и географии.
Для разработки и распространения научных знаний по частной инициативе стали возникать ученые общества. Событием огромной важности для того времени стало учреждение в 1765 г. при поддержке правительства первого русского научного общества Императорского Вольного экономического общества, которое издавало научный журнал «Труды Императорского Вольного экономического общества».
Отечественная наука с учреждением Академии наук и Московского университета превратилась в отдельную сферу деятельности, что способствовало пониманию необходимости общественной потребности в подготовке научных кадров, в зарождении института ученых степеней и званий, присвоение которых в это время не регламентировалось специальными законодательными и нормативными предписаниями, во многом носило бессистемный характер.
Основной чертой жизни российского «ученого сословия» стало то, что деятели науки начали обретать свое место в чиновничьей служебной иерархии государственного аппарата дореволюционной России.
Появились первые отечественные сочинения о финансовых отношениях в России, в которых вопросы страхования практически не поднимались, но способствовали постепенному формированию страховых идей и знаний, пониманию необходимости введения страхования в повседневной жизни.
Таким образом, с учреждением Академии наук и учреждением Московского университета законодательно начала формироваться отечественная наука, система подготовки научных кадров.
В целом период Х - ХVIII вв. можно охарактеризовать как этап эволюционного зарождения отношений коллективной (страховой) взаимопомощи, страховых отношений и страховых идей в России, которые формировались под влиянием различных политических, экономических, исторических и культурных процессов, происходящих в государстве.
А зарождение законодательного страхования и страховых идей (без понимания экономической целесообразности страхования) в период, когда экономика России развивалась в жестких рамках крепостничества, связано в значительной степени скорее как дань европейской моде. В западных странах в это время страхование получило уже широкое развитие; были изданы первые сочинения научного характера по страхованию жизни. Состояние общественных отношений, экономики, финансов и уровень образования не способствовали появлению в тот период истории России страховой науки и профессионального страхового образования.
В начале XIX столетия в науке наметилась тенденция к углубленному изучению процессов и явлений природы, в связи с чем появились и начали развиваться новые естественно-технические научные дисциплины. Возрастала необходимость создания новых научных учреждений и возрастающая потребность в подготовке ученых и их объединении. После реформы государственного управления и создания в 1802 г. министерств возросла потребность в образованных чиновниках, врачах, агрономах, экономистах. Начали возникать научно-организационные подразделения при государственных ведомствах, которые контролировали подготовку специалистов, организовывали необходимые научные изыскания.
Экономические взаимоотношения в этот период тесно связали Россию с Англией. Фактически указанный период представлял собой эпоху английского влияния и в области экономики, когда возникают первые проекты об организации в России частного страхового общества. Одним из наиболее видных проводников английских экономических идей, оказавших влияние на развитие страхового дела, был Н.С.Мордвинов, проработавший некоторое время в научных учреждениях Англии. Его идеи в области финансовой политики и страхования, изложенные в записках и проектах финансовых документов, оказали влияние на формирование страхового законодательства, в частности, на зарождение и развитие акционерного страхования и страхового рынка.
На развитие экономической мысли в России оказали влияние и другие представители науки и государственного управления: Е.Ф.Канкрин, Н.М.Карамзин, М.М.Сперанский, Н.И.Тургенев, М.Ф.Орлов, А.И.Бутовский и др. Авторами серьезных научных исследований являлись крупные государственные деятели, руководители министерств и департаментов (Е.Ф.Канкрин, Н.Х.Бунге, и др.). Появившиеся труды в области финансовой науки в большей степени были связана с политэкономическими исследованиями, на которые оказали значительное воздействие зарубежные политэкономисты.
Среди экономистов этого временного периода начал формироваться подход к пониманию страхования, как способа борьбы со стихийными обстоятельствами природы и общества. А как вид деятельности, страхование стали связывать с накоплением фондов для покрытия убытков, нанесенного случайными обстоятельствами здоровью, жизни людей, их имуществу путем распределения между заинтересованными лицами - участниками страхования.
В первой половине ХIХ в. в условиях разложения феодально-крепостных и развития капиталистических отношений в России, начался процесс становления экономической науки как отдельной отрасли и накопления страховых знаний. Появились научные издания по финансовому праву, что способствовало обмену экономическими и правовыми знаниями. В университетах ввели преподавание курсов финансового направления, а сфера гражданского права была выделена как особая отрасль, которая в дальнейшем имела значение для развития страхового дела, страховой науки и страхового образования.
В истории страховой науки этот период характеризуется появлением первых отечественных научных работ и публикаций по финансам и страхованию, процессом накопления страховых знаний и развитием страхового законодательства. Приобретают известность научные работы зарубежных авторов в области теории финансов и страхования, в частности, по страхованию жизни, которые внесли значительный вклад в развитие страховой науки России.
К середине ХIХ в. начала складываться сеть научных учреждений, состоящей из Академии наук с ее подразделениями, научных подразделений высших учебных заведений, ученых комитетов ведомств, научных обществ, создававшихся в крупных губернских городах, преимущественно университетских, и основной функцией которых было объединение ученых, выпуск литературы, учреждение тематических конкурсов для специалистов. Законодательно начала формироваться государственная система научной подготовки и аттестации кадров; отдельные высшие учебные заведения стали самостоятельными научно-аттестационными центрами; приоритет принадлежал университетам, наиболее представительным по научно-педагогическому авторитету и численности профессорско-преподавательского корпуса.
Экономическая мысль дореформенной России, несмотря на влияние и знание отечественными экономистами западной экономической теории и практики, развивалась самостоятельно с учетом специфических особенностей развития экономики и финансов России. Сформировались экономические идеи, в том числе и в отношении страховых учреждений, обосновывавшие необходимость протекционизма в формировании экономической политики России.
В дальнейшем, развитие страховой деятельности как экономического инструмента ставило задачи рассмотрения широкого круга проблем по формированию страховой защиты во всех отраслях хозяйства. В ХIХ в. зарождавшаяся наука о страховании, опираясь на научные исследования в сфере актуарных расчетов, статистики, изучала таблицу смертности с целью способствования научно обоснованному проведению видов личного страхования. В дальнейшем развивались научные теории в страховании жизни, транспортном страховании, страховании имущества, противопожарном страховании.
Со второй половины ХIХ в. наблюдается мощное развитие страховой науки в европейских странах, где возникли особые общества для разработки страховых знаний, появились специальные учебные заведения по страхованию, а различные отрасли страхования включались в круг преподавания в высших учебных заведениях. Развитие за рубежом страхового дела и сопровождающих его страховой науки и страхового образования оказало определенное влияние и на становление в России науки и профессионального образования в сфере страхования.
Наряду с отечественными публикациями по финансовой и страховой темам издавались монографии и зарубежных авторов. Экономические и правовые решения по развитию различных отраслей страхования в зарубежных странах становились известны нашим специалистам. Происходили важные события в формировании организации страховой науки и страхового образования в России; вопросы становления страхового дела были в центре внимания государства. Сохранились многочисленные проекты законоположений и аналитические записки, касающихся вопросов развития финансовых отношений, и в частности, развития акционерного, взаимного, земского страхования.
Появились первые диссертационные исследования, что свидетельствует о том, что страховое дело начало получать научное осмысление и обоснование. Российским ученым А.А. Шахтом впервые употребляется термин «страховая наука», которая в начале рассматривалась еще в общем плане, но в необходимости которой для дальнейшего развития страхования у него не было сомнения.
В конце ХIХ в. и начале ХХ в. страховая наука стала формироваться уже в современном качестве. В Европе появились серьезные теоретические разработки, которые оказали заметное влияние на развитие страховой мысли в России. Особо следует отметить высокий уровень исследований в области страхования жизни и математический аппарат в обеспечении этих работ. Появился целый ряд специализированных периодических изданий по страховому делу. В ряд высших учебных заведений были введены отдельные курсы и дисциплины, в которых отражались вопросы страхования.
Можно утверждать, что в начале ХХ в. выработалось научное представление о сущности страхования, его значении для развития народного хозяйства и защиты населения, об особенностях функционирования страховых отношений в условиях рынка и возможных путях дальнейшего развития страхования.
С учреждением в 1908 г. Общества Страховых Знаний (и его печатного органа «Известий Общества страховых знаний»), а также с введением в действие с 1909 г. правительственного распоряжения «Положения о съездах представителей Обществ страхования жизни» резко увеличилось количество научных публикаций, вырос авторитет отечественных исследований и отдельных ученых не только в России, но и за рубежом. 1908 год, год открытия Общества Страховых Знаний, можно считать годом рождения отечественной науки о страховании. Именно после этого знаменательного события начала зарождаться организационная система страховой науки и авторитет отечественной страховой науки, о чем свидетельствует и международные связи российских специалистов.
В это время были достигнуты результаты, которые обогатили не только отечественную, но и мировую страховую науку. Успехи отечественной страховой науки подняли ее международный авторитет поскольку работы российских ученых в области страхования жизни, государственного регулирования и др. стали достоянием зарубежных ученых, публикуясь в зарубежных научных изданиях. Свидетельством признания заслуг отечественной страховой науки явилось проведение в России международных съездов ученых.
К 1917 г. сложилась система организации научно-исследовательской деятельности, которая включала в себя Петербургскую Академию наук; университеты и высшие специальные (технические, сельскохозяйственные, медицинские, коммерческие) учебные заведения; научные общества; немногочисленные лаборатории ведомств и промышленных предприятий, различные ведомственные и межведомственные ученые комитеты и комиссии, научную периодику и научное книгоиздание.
Сформировался институт подготовки научных кадров на основе законодательной научно-аттестационной системы с достаточно четкими экспертно-квалификационными критериями и с перспективой дальнейшего развития. Появились доктора наук, профессора, сформировались первые предпосылки формирования отечественной научной школы страхования.
Развитию профессионального страхового образования предшествовал многовековой эволюционный период возникновения сначала отношений страховой взаимопомощи, экономической мысли и страховых отношений в рамках зарождающейся финансовой системы, развитие финансов и исследований в этой области.
В дальнейшем происходили процессы накопления страховых воззрений, формирования общего и экономического образования, зарождения отечественной страховой науки и, как результат развитие страхового дела. Все это и привело к возникновению в конце ХIХ в. и начале ХХ в. системы высшего и коммерческого образования, в рамках которой формировалось и система страхового образования.
В России к этому времени законодательно сложилась эффективная и информационно стабильная научно-аттестационная система. Она оперировала четкими в научном отношении экспертно-квалификационными критериями, являлась рациональной и необременительной для казны по организационному построению. Научно-аттестационный процесс являлся главным регулятором научного уровня профессорско-преподавательского состава университетов и специальных институтов. Право университетов присваивать ученые степени оставалось незыблемой ценностью академической автономии.
С зарождением отечественной науки и системы научной аттестации начала вырабатываться идеология и традиции формирования национальной научной элиты в лице деятелей Академии наук, членов профессорско-преподавательского корпуса Московского университета и других высших учебных заведений.
С учреждением в конце ХIХ в. Московского общества по распространению коммерческого образования и в начале ХХ в. Общества страховых знаний началось формированию страхового образования. Изменилось и отношение государства к учреждению общественных и частных высших учебных заведений, оно санкционировало открытия этих заведений предпринимательскими кругами, признавало юридическую полноправность выдаваемых ими дипломов.
Высшее страховое образование в России ведет свой отсчет с открытия в Москве (1906) и Киеве (1908) первых специализированных высших учебных заведений (коммерческих) по подготовке специалистов для торгово-промышленной деятельности, которые имели отделения со специальными страховыми группами, хотя известно, что отдельные вопросы страхования (в основном правовые) излагались до этого в курсах финансового и гражданского права, политической экономии, в частности, Московского университета.
Курсы по страхованию читались разрозненно и в отдельных немногочисленных высших учебных заведениях (Киевский и С.-Петербургский (Петроградский) политехникумы и некоторые др.). Этими курсами и краткосрочными семинарами для агентов в земствах ограничивалось профессиональное страховое образование в дореволюционной России.
Несмотря на определенную положительную динамику в организации высшего специального образования, планового, полного и законченного образования в сфере страхования в дореволюционной России не было. Отсутствовала государственная поддержка и научно-обоснованная методическая программа профессионального страхового образования. В целом отечественная высшая школа была отгорожена от населения мощными сословно-охранительными барьерами: национальные ограничения, дискриминация женщин, финансовые ограничения деятельности высших учебных заведений.
Аналогичная ситуация развивалась и в отношении страховой науки: характерной особенностью была разобщенность исследований, т. к. научные учреждения в центре и на местах работали фактически без всякой связи и согласования. Для всей отечественной дореволюционной науки характерно было слабое развитие сети научных учреждений, их разобщенность и неравномерность размещения. Отсутствовала возможная тогда более тесная связь между «академической» и «вузовской» наукой. Это подтверждает то, что организация науки, да и образования, является частью общественно-экономической и политической системы каждой страны. Вся отечественная наука развивалась фрагментарно, сохранялась сильная зависимость научных исследований от уровня развития страхового дела передовых стран (что имело, конечно, и положительную сторону), да еще все это вписывалось в общую картину острейшего социально-экономического и политического положения в России.
Первая мировая война и ее экономические и политические последствия привели к торможению в развитии отечественной страховой науки, однако сохранение научных кадров и специалистов в сфере страхового дела вызывало надежды на возрождение страховой науки.
После 917 года начался новый этап в развитии науки и образования в стране: были приняты декреты и правительственные документы о задачах и целях перестройки образования вообще и высшей школы в частности, связанных с установлением новой идеологии. В обстановке ожесточенной классовой борьбы необходимо было в короткие сроки сделать вузы России доступными для трудящихся и прежде всего для рабочих, и превратить высшую школу в инструмент построения нового общества, исключающего эксплуатацию человека человеком. При этом в процессе перестройки науки и высшей школы была поставлена задача не ломать до основания имеющиеся институты, а использовать их в практической деятельности.
Первый шаг в деле перестройки высшей школы сделал II Всероссийский съезд Советов, который объявил о создании Народного Комиссариата просвещения, на который было возложено руководство всей системой народного образования от начального до высшего. 20 января (2 февраля) 1918 г. был издан Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, в соответствии с п. 9 которого «Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускаются».
В то же время для объективной оценки обзора зарождения и развития страхового образования и страховой науки в послереволюционной России необходимо кратко осветить хозяйственную обстановку того времени. И в первую очередь декрет от 6 октября 1921 г. о возобновлении советского страхования на началах государственной монополии. Было восстановлено страхование, как необходимая надстройка к создавшемуся хозяйственному строю, требующему страхового обеспечения от случайных потерь для многомиллионной массы мелких крестьянских хозяйств и многочисленных хозяйствующих организаций: государственных, смешанных, кооперативных, частных, действующих на началах хозяйственного расчета и рентабельности.
Вся организационно-техническая сущность страхования, сложная и весьма разнообразная по видам объектов и опасностей, было централизовано государством на началах монополии в лице Госстраха. В первые годы деятельности Госстраха его аппарат комплектовался за счет работников старых акционерных обществ и земств. Эти работники имели богатый опыт работы в дореволюционных организациях, и целый ряд принципов прежних страховых организаций переносили в свою деятельность и в Госстрахе.
Социально-экономические преобразования, вызванные революцией, привели к полному развалу российского страхового рынка. Тем не менее, хорошо подготовленные кадры страховщиков сохранились. Им заново пришлось создавать страховое дело в измененных условиях послереволюционной России: П.П.Виноградов, Н.Н.Вонзблейн, К.К.Гун, В.Д.Левенштейн, А.В.Жданов, И.С.Жилин, Н.А.Глобинова.
Задачи Госстраха состояли в подготовке квалифицированных страховых работников, страховщиков-экономистов, страховщиков, имеющих не узкую подготовку в области одного вида страхования, а достаточно широкую всестороннюю подготовку во всех областях страхования. При отсутствии достаточных материальных ресурсов, без опыта, без квалифицированных кадров, в сложной хозяйственной обстановке перед Госстрахом ставилась задача организации страховой защиты огромного крестьянского хозяйства страны, разнообразного имущества, подлежащего страхованию. Эта задача была решена в условиях падения покупательной способности национальной валюты, истощенного сельского хозяйства, полуразрушенной промышленности и транспорта, , естественного недоверия к новой организации и пр.
Несмотря на трудности, деятельность Госстраха ширилась и развивалась в условиях восстановления народного хозяйства, в чем заслуга страховых кадров, подготавливаемых в различных учреждениях образования. Кадровая политика Госстраха была направлена на ускоренное развитие образования в области страхования, страховой науки, на необходимость пропаганды и агитации в деле государственного страхования.
В апреле 1922 г. Правлением Госстраха в составе только что образованного научно-технического отдела был учрежден научно-литературный подотдел, на который было возложено заведование издательством, курсами и библиотекой. В мае 1923 г. этот подотдел был преобразован в самостоятельный литературно-издательских отдел, впоследствии (в октябре 1923 г.) реорганизованный в отдел пропаганды и научного издательства.
В рассматриваемый период послереволюционной России целенаправленно зарождалась и новая по содержанию страховая наука. В середине 1920-х годов в стране появились такие научно-исследовательские страховые учреждения, как ученый секретариат Страхового Совета при НКФ СССР и Страховая секция Института Экономических Исследований при НКФ СССР. В институте экономических исследований на заседаниях Страховой секции зачитывались научные доклады ведущих специалистов. В 1926 г. был заслушан доклад С.А.Рыбникова «Начатки страхования в России до половины ХVIII столетия», в котором он утверждал, что установившаяся в науке точка зрения - приурочивать начало страхования в России к концу ХVIII века - неправильна.
Проблема воспроизводства научных сил была одной из серьезнейших проблем культурного строительства в стране. На заседании Страховой секции Института экономических исследований 31 марта 1926 г. был заслушан и доклад известного специалиста М.Е.Березина "Задачи и формы перестрахования общественного и частного", который имел научный интерес. В целях проработки и руководства вопросом организации учебно-страхового дела в СССР при Главном Правлении был создан Совет по учебно-страховым делам. Его членами стали известные специалисты страхового дела: Рыбников С.А., Гохман В.С., Потоцкий В.М. Круг деятельности Совета был определен функциями: разработка форм, методов, программ и учебных планов профессионально-страхового образования; подбор лиц для проведения в жизнь вопросов подготовки и переподготовки страховых работников; контакт со всеми организациями по учебно-страховым вопросам.
С организацией Госстрахом в 1920-х годах страховых отделений в высших учебных заведениях более или менее полно был разрешен вопрос о высшем страховом образовании. До 1930 г. кадры для всех звеньев финансово-кредитной системы готовили финансовые отделения экономических факультетов вузов и техникумов. Однако в Постановлении правительства СССР от 9 августа 1930 г. была отмечена оторванность учебных заведений от непосредственной оперативной работы, заполненность учебных планов лишними предметами приводила к упущению необходимых предметов. Постановлением были внесены коренные изменения в построение системы учебных заведений, подготавливающих кадры пролетарских специалистов. В результате этого постановления многофакультативные ВУЗы и техникумы были реорганизованы в отраслевые учебные заведения и переданы в непосредственное ведение ведомств и организаций. Произведенная реформа высшей школы, заключающаяся в приближении всех специализированных вузов к соответствующим областям хозяйственной и культурной жизни, путем передачи каждого вуза в ведение заинтересованных наркоматов коренным образом перестроила и высшее финансовое образование.
В целом организационно-правовые основы подготовки научных кадров были определены в постановлении ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» от 1933 г. в разделе О подготовке научных кадров и высококвалифицированных специалистов.
Таким образом, решением правительства все дело подготовки финансовых кадров, сосредоточивавшееся до этого времени в руках Наркомпроса, было передано в ведение Наркомфина СССР и наркоматам союзных республик, которые в лице своих управлений кадрами в сотрудничестве с Госбанком стали осуществлять непосредственное методическое и административное руководство высшими и средними финансовыми учебными заведениями.
После революции 1917 года Декретом Совнаркома РСФСР существовавшие к этому времени в России ученые степени были ликвидированы. В то же время в советский период властями уделялось значительное внимание организации научных исследований и подготовке научных кадров. И названным выше постановлении от 1933 г. в п. 5 впервые было решено «Признать необходимым установление ученых степеней». Для этого были разработаны мероприятия по комплектованию аспирантуры и подготовке аспирантов, и в 1934 году были восстановлены ученые степени кандидата и доктора наук. В то же время в отличие от дореволюционного периода, степени магистра наук не было -она была восстановлена лишь в 1993 году.
По окончании трехлетнего обучения аспирант должен представить отчет о своей работе за весь период аспирантуры и свою научно-исследовательскую работу. Кроме того, аспирант представлял разработанную им программу курса или семинара, который он должен был вести. Заключение по отчету и письменной работе и программе курса, который предполагал вести аспирант, давала специальная комиссия. Весь материал для окончательного утверждения посылалась в Наркомфин СССР и НКФ союзных республик. И в случае, если комиссия признавала удовлетворительным отчет и работу аспиранта, он допускался к устной защите своей научной работы.
В целом отметим, что и страховое дело, в т. ч. страховая наука и страховое образование в начальный период советской России были сконцентрированы в руках единого страхового органа Госстраха. Этот орган объединял все виды страхования, и вся работа по страхованию на территории страны была подчинена общему единому руководству. В этих условиях государственной монополии вопрос о плановой подготовке научных кадров и страховых работников в стране приобретал существенное значение, значение государственной важности.
Подводя итоги формирования страховой науки и страхового образования в стране в 1920-1930-е годы, необходимо отметить наличие государственной заинтересованности в подготовке новых кадров, выраженную в государственном регулировании образования в целом и, в частности, страховым. Однако в период середины 1930-х годов и до середины 1950-х годов в научной сфере резко усилилась идеологизация. При разработке теоретических проблем и практических предложений по совершенствованию государственного страхования исследователи советской экономической науки основывались на позициях марксизма-ленинизма об экономическом содержании страхового фонда и страхования.
С конца 1990-х годов резко увеличилось количество научных исследований в области страхования. Особенно следует отметить расширение географии и рост количества учреждений, в которых ведутся эти исследования. В то же время следует отметить недостаточность экономических, правовых, исторических и социальных разработок аспектов современного страхования, вследствие чего, на наш взгляд, не уделяется должного внимания этим вопросам в современной научной литературе. Нет до сих пор и исследований, посвященных институциональным проблемам строительства страхового рынка и его интеграции в мировую экономику.
В то же время в современных социально-экономических условиях необходимо создание целостной научной системы, обеспечивающей дальнейшее развитие страхования с учетом требований международных стандартов регулирования и интеграции страхового рынка в мировую экономику.
История российского страхового дела является частью отечественной истории, она развивалась и развивается в контексте других не менее сложных процессов * политической, экономической и правовой истории. Поэтому история зарождения и развития страховой науки и страхового образования в рамках формирования страхового дела дореволюционной России имеет отдельное, самостоятельное научное и практическое значение, и может стать составной частью экономической истории России.